Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ

Выпуск 8

В выпуске:

  •  Противоречия. Как их выявлять и  как их устранять ? (Продолжение. Начало в выпуске 7.)

 Итак продолжим:

В ТРИЗ выведены специальные приёмы для устранения физических противоречий:

  • разделение предъявляемых к системе требований  в пространстве;
  • разделение - во времени (это мы уже рассматривали по системному оператору. Мысленно переносимся из данного времени (осень) в будущее (зима) - можно оставить эту громадную репку в земле, только утеплить её. Получится готовое овощехранилище. )
  • переход в надсистему
  • переход в подсистему (эти переходы мы тоже использовали при решении по системному оператору. Использовали дерево, ветер, дом - из надсистемы, тело репки - подсистема.).
  • переход к антисистеме. (это то же самое, что приём НАОБОРОТ)
  • применение  фазовых переходов (замораживание – оттаивание, испарение – конденсация) и явлений, связанных с этими переходами  (??? По отношению к репке идеи нет. Хотя, может быть, попробовать новый рецепт приготовления еды из репки? Пусть она остаётся в земле, замерзает, а зимой вырубать из неё куски и готовить типа строганины? Можно строгать и добавлять соль и перец, как в Сибири едят рыбу или мясо. Можно строгать и добавлять варенье или мёд – получится похоже на гавайское мороженное.
  • применение физико-химического перехода:  возникновение – исчезновение вещества за счет разложения-соединения, ионизации-рекомбинации. (Возникновение-исчезновение вещества?... А что, если, не вытаскивая репку из земли, переработать её прямо на месте в какую-то полезную продукцию? Многим известен рецепт от кашля: в редьке делают углубление, закладывают туда мёд, и через несколько часов мёд как бы вытягивает сок из редьки, сок пьют, а в редьку ещё мёда добавляют. Редька постепенно сморщивается, становится меньше, ведь сок из неё уходит. Может и с репкой что-то подобное сделать? Сок с мёдом заготовить на зиму, а сморщенную уменьшенную репку уже и выдернуть будет легче, да и бросить уже не так жалко. Можно и ещё поискать способы переработки мякоти  репки прямо на месте.)

 Вы, наверное, уже обратили внимание, что разные инструменты ТРИЗ (выявление и применение ресурсов, системный оператор, приёмы разрешения технических и физических противоречий) в какой-то степени пересекаются и могут приводить как к одинаковым, так и к разным идеям. Главное, что эти приёмы РАБОТАЮТ! И в затруднительной ситуации, когда ничего дельного сразу в голову не приходит, вспомните об этих инструментах. Они вам помогут выйти из мысленного тупика!

 Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр «Наоборот», «Цепочка», «Хорошо – плохо». 

Игра «Наоборот»:

1 вариант. Найти антоним к предлагаемому слову, понятию, явлению. Например: большой – маленький, день – ночь, горячий – холодный. Таким образом, дети учатся понимать, что такое противоположности.

2 вариант. Найти, как этими противоположными свойствами, качествами   может обладать один и тот же объект, (явление, процесс). Как один и тот же объект может быть и большим и маленьким? И горячим и холодным? Как это может быть одновременно - и день и ночь? Не сумерки (которые, по сути - ни день, ни ночь), а именно и день и ночь? На первый взгляд такого не может быть! ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ! Но мы-то с вами уже работали с системным оператором (СО)! И знаем, что любую систему можно рассматривать во времени (горизонталь СО) и в пространстве (вертикаль СО). Например: человек в детстве маленький, а взрослый – большой (разделение противоречивых свойств во времени). Ребёнок – маленький, а на ходулях или на плечах у папы – большой (приём объединения или переход в надсистему). Человек стоит – большой, присел на корточки – маленький, т.к. сложил свои подсистемы, т.е. ноги по другому, преобразовал их положение в пространстве.

А как же может быть одновременно и день и ночь? Да, в определённой местности такого не бывает (разве что - во время полного солнечного затмения?). Но если перейти к надсистеме, т.е. к земному шару в целом, то, как раз, только так и бывает! С одной стороны земного шара  - день, с другой ночь. Видите, оказывается, никакого противоречия и нет! Всё ясно и логично, просто не каждый это сразу сообразит.

С помощью этой игры можно научиться не бояться противоречий, можно приобрести навык разрешения (устранения) противоречия. А когда вы познакомитесь со всеми приёмами устранения противоречий, вы будете щёлкать противоречия как орешки! (Т.е. разрешать, устранять их)

 

До следующей встречи, коллеги!

Бояркина Валентина Ивановна

 

 

 

Бояркина Валентина Ивановна

Преподаватель ТРИЗ

Адрес: 666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. а.я. 2029


Телефон: 8-950-109-53-14

E-mail: matchem@mail.ru

© valentina-bojarkina

Бесплатный хостинг uCoz