Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ |
|
Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 8 В выпуске:
Итак продолжим: В ТРИЗ выведены специальные приёмы для устранения физических противоречий:
Вы, наверное, уже обратили внимание, что разные инструменты ТРИЗ (выявление и применение ресурсов, системный оператор, приёмы разрешения технических и физических противоречий) в какой-то степени пересекаются и могут приводить как к одинаковым, так и к разным идеям. Главное, что эти приёмы РАБОТАЮТ! И в затруднительной ситуации, когда ничего дельного сразу в голову не приходит, вспомните об этих инструментах. Они вам помогут выйти из мысленного тупика! Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр «Наоборот», «Цепочка», «Хорошо – плохо». Игра «Наоборот»: 1 вариант. Найти антоним к предлагаемому слову, понятию, явлению. Например: большой – маленький, день – ночь, горячий – холодный. Таким образом, дети учатся понимать, что такое противоположности. 2 вариант. Найти, как этими противоположными свойствами, качествами может обладать один и тот же объект, (явление, процесс). Как один и тот же объект может быть и большим и маленьким? И горячим и холодным? Как это может быть одновременно - и день и ночь? Не сумерки (которые, по сути - ни день, ни ночь), а именно и день и ночь? На первый взгляд такого не может быть! ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ! Но мы-то с вами уже работали с системным оператором (СО)! И знаем, что любую систему можно рассматривать во времени (горизонталь СО) и в пространстве (вертикаль СО). Например: человек в детстве маленький, а взрослый – большой (разделение противоречивых свойств во времени). Ребёнок – маленький, а на ходулях или на плечах у папы – большой (приём объединения или переход в надсистему). Человек стоит – большой, присел на корточки – маленький, т.к. сложил свои подсистемы, т.е. ноги по другому, преобразовал их положение в пространстве. А как же может быть одновременно и день и ночь? Да, в определённой местности такого не бывает (разве что - во время полного солнечного затмения?). Но если перейти к надсистеме, т.е. к земному шару в целом, то, как раз, только так и бывает! С одной стороны земного шара - день, с другой ночь. Видите, оказывается, никакого противоречия и нет! Всё ясно и логично, просто не каждый это сразу сообразит. С помощью этой игры можно научиться не бояться противоречий, можно приобрести навык разрешения (устранения) противоречия. А когда вы познакомитесь со всеми приёмами устранения противоречий, вы будете щёлкать противоречия как орешки! (Т.е. разрешать, устранять их)
До следующей встречи, коллеги! Бояркина Валентина Ивановна
|
Бояркина Валентина ИвановнаПреподаватель ТРИЗАдрес: 666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. а.я. 2029 Телефон: 8-950-109-53-14 E-mail: matchem@mail.ru |
© valentina-bojarkina |