Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ

Выпуск 4

В выпуске:

  • Что такое ТРИЗ?
  • Выявление и применение ресурсов.

 

Приветствую вас, коллеги!

Все годы работы в школе основным направлением деятельности для себя и коллег считала решение следующей проблемы: традиционная система образования, занимающаяся простой передачей и усвоением знаний, слабо развивает творческие способности детей, не дает опыта применения получаемых в школе знаний в нестандартных ситуациях для решения реальных жизненных проблем (производственных, социальных, психологических и т. д.)  

Проблемные (изобретательские, исследовательские) задания не отменяют и не заменяют  специфических вопросов и заданий по предмету, а дополняют  курс материалом, который, я думаю, будет интересен и полезен не только детям с ярко выраженными изобретательскими способностями, но и левополушарным детям, которые хорошо учатся в репродуктивном стиле, но пасуют перед творческими заданиями. Для «левополушарных» детей (и «левополушарных» взрослых!) ТРИЗ как наука особенно нужна! Она помогает «левополушарными» средствами (приемы, законы, алгоритмы, правила и т. д.) раскачать, растолкать правое полушарие и выдать «правополушарную» продукцию – идею, образ, творческую мысль!

 

В прошлых выпусках вы познакомились с двумя инструментами  для активизации творческого мышления: Бином фантазии и Метод гирлянд ассоциаций (МГА). Попробовали применить? Получаются идеи? Это собственно не ТРИЗовские методы, но они уже давно входят в любой ознакомительный курс ТРИЗ, особенно для детей.

А сегодня я дам краткий обзор всего содержания ТРИЗ. Напоминаю: ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.

Автор и основной разработчик ТРИЗ - советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). В ТРИЗ наиболее разработаны следующие блоки:

1.  курс РТВ (развитие творческого воображения) - набор приемов и методов для генерирования фантастических, сказочных идей;

2. «железная» ТРИЗ  - набор законов,   правил, приемов для решения научно-технических изобретательских задач;

3. ТРТЛ - теория развития творческой личности - набор «подсказок» для «конструирования» творческой жизни от детства до старости.

 ТРИЗ создавалась как набор инструментов мышления для изобретателей, для взрослых людей, решающих проблемы в области развития техники. Но потом оказалось, что основы ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления в ЛЮБОЙ области доступны и людям других профессий, и школьникам и даже дошкольникам (соответственно адаптированные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом выпуске рассылки я буду знакомить вас с одним из инструментов ТРИЗ (или с новым вариантом применения уже известных вам инструментов). Итак, сегодня это - выявление и применение ресурсов.

Для знакомства с этим инструментом привожу часть моей дистанционной программы для детей среднего возраста «Людмила, Робинзон, Павлуня и решение их проблем». Герои программы Знаток, ТРИЗёр и Фантазёр.

 

Задача  «Как Людмиле защититься от Черномора?»

         Знаток:   Я недавно читал Пушкина - «Руслан и Людмила». Там такие серьёзные проблемы перед героями были: у Руслана украли невесту, да ещё каким-то волшебным образом и непонятно – кто? Это уже потом выясняется, что злой волшебник Черномор перенес Людмилу в свой замок. И ей надо было совершенно одной и безоружной защищаться от Черномора! Смотрите, как у неё это в начале получилось:

«Княжна с постели соскочила,

Седого карла за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла  кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех   арапов  оглушила».

Фантазёр:  Вот молодец, какое неожиданное решение!

ТРИЗёр: Да, интуиция ей подсказала – использовать свои ресурсы. Вот она и завизжала! А вообще-то, представьте, Черномор нёс Людмилу по воздуху в свою северную заснеженную страну, Людмила была практически раздета, немудрено было и простыть и охрипнуть, визжать она тогда не смогла бы… Как тогда она могла бы защититься? (комментарий Бояркиной В.И. для коллег-литераторов: в литературе описывается множество проблемных ситуаций. Обратите внимание, как получена задача? Рассмотрена проблемная ситуация, выявлен способ решения, определены условия, при которых это решение невозможно выполнить. Значит, надо искать другое решение!.. Вот и получилась изобретательская задача для детей на уроке литературы!)

Знаток: Пушкин описал, что увидела Людмила, когда очнулась в замке колдуна

                      «Лежит несчастная девица

                       Среди подушек пуховых,

                       Завесы, пышная перина

                       В кистях, в узорах дорогих.

                       Повсюду ткани парчевые,

                       Играют яхонты, как жар

                       Кругом курильницы златые

                       Подъемлют ароматный пар.»

И далее: три девы, которые ей прислуживали, сарафан ей принесли, жемчужный пояс, зеркало, розы в саду были (с шипами, наверное), высокий мостик над потоком и т. д.

 

ТРИЗёр:  уже можно дать детям от нас первое задание: найти в этом выделенном тексте ресурсы, которые могла бы использовать Людмила для защиты от Черномора.

Фантазёр: А что ты понимаешь под словом «ресурсы»?

ТРИЗёр: В ТРИЗ это очень широкое понятие. Это всё, что есть в предмете, веществе, явлении, в условиях изобретательской задачи, в условиях, в которых возникла проблема. Ресурсы могут быть информационные, энергетические, ресурсы формы, вещества, пространства, времени, свойств и др. (выделен даже ресурс различия!). Ресурсы могут быть явные и скрытые, например:

- явные ресурсы карандаша – можно писать, рисовать, деревянный корпус, в середине графитовый стержень.

- скрытые ресурсы:

– острый (можно использовать для протыкания дырок и даже для самообороны),

 - может гореть,

- середина электропроводна,

- деревянный корпус – изолятор,

- легко режется,

- шестигранный,

- золочёная надпись и т. д. 

Ресурсы называют скрытыми не потому, что они спрятаны, а потому, что человек их не сразу вспоминает, обнаруживает, выявляет.

 

(Возможные ответы для задачи «Как Людмиле защититься от Черномора?»

- курильницы под нос Черномору сунуть, чтоб зачихал от дыма;

-зеркало разбить, осколки - это уже настоящее холодное оружие.)

 

Попробуйте найти ещё 2-3 варианта защиты Людмилы от Черномора и его арапов.

 

До следующей встречи!

Бояркина Валентина Ивановна

Бояркина Валентина Ивановна

Преподаватель ТРИЗ

Адрес: 666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. а.я. 2029


Телефон: 8-950-109-53-14

E-mail: matchem@mail.ru

© valentina-bojarkina

Бесплатный хостинг uCoz