Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ |
|
Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 11 В выпуске: Вепольный анализ. Волшебное слово МАТХЭМ.
Вепольный анализ – один из самых сильных инструментов ТРИЗ для решения технических изобретательских задач. Суть его в следующем: любая минимальная работоспособная техническая система состоит из двух элементов и взаимодействия между ними. Элементы – это может быть и трактор, и расчёска, и капля воды, всё это назвали в ТРИЗ одним словом – вещества, а взаимодействия между ними – поля. Поэтому и минимальную систему назвали ВЕПОЛЬ и состоит он из В1, В2, П (т. е. вещество 1, вещество 2, и поле-взаимодействие между ними). Перечень основных взаимодействий (полей) зашифровали так: МАТХЭМ, что означает: Механическое Акустическое Тепловое + - между тепловым и химическим полем можно учесть Химическое запаховое поле (сигнальное), а между электрическим и Электрическое магнитным – оптическое (свет имеет электромагнитную Магнитное природу)
Механическое поле – это давление, удар, центробежные силы, сила Архимеда, вибрация и др. Акустическое поле – звук, включая инфразвук и ультразвук. Тепловое поле – имеется в виду со знаком + и - , т. е. и нагрев, и охлаждение. Химическое поле – все воздействия, связанные с химическим преобразованием веществ. Электрическое поле – имеется в виду и электростатика, и электрический ток в любой среде со всеми сопутствующими эффектами и явлениями. Магнитное поле – созданное постоянными магнитами, электрическими, природными объектами (магнитное поле Земли) и различными установками и приборами. Порядок расположения букв в слове МАТХЭМ не случаен, поля расположены в порядке возрастания их эффективности. Некоторые правила вепольного анализа:
Куда течёт вода? Водопроводная труба. Слышно, что по ней течёт вода. Как определить, в какую сторону она течёт? (Не разрушая трубу, конечно) Нам нужна какая-то техническая система, которая даст эту информацию, т.е. нужен веполь. По условиям задачи имеется ряд веществ: труба, вода, дяденьки - сантехники, окружающие предметы. Для нужного нам веполя из этого набора берём только одно вещество – воду, всё остальное в вепольную модель не включаем, т.к. нужной информации получить от них не можем. Итак, имеется вещество – В1, неполный веполь, значит надо применить правило достройки веполя. Надо добавить П и В2. Начинать надо с поиска поля, т. к. полей гораздо меньше, чем веществ. Вспоминаем МАТХЭМ. Механическое поле – постучали, подавили, нет ответа. Акустическое поле – слышно, что вода журчит, но в какую сторону? Нет ответа. Тепловое поле – если нагревать трубу в одном месте, что произойдёт? Труба в этом месте нагреется, и вода будет нагреваться, но вода-то движется, следовательно, если пощупать трубу с обеих сторон от нагрева, то с какой стороны она теплее, то туда и течёт вода! Поле нашли, ну а В2 может быть разным: паяльная лампа, костёрчик, таблетки сухого горючего и др., До встречи! Бояркина Валентина Ивановна. 11.08.10. |
Бояркина Валентина ИвановнаПреподаватель ТРИЗАдрес: 666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. а.я. 2029 Телефон: 8-950-109-53-14 E-mail: matchem@mail.ru |
© valentina-bojarkina |