Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ
Выпуск 6
В выпуске:
- Знаток, ТРИЗёр и Фантазёр – помогают нам знакомиться с ТРИЗ
Приветствую вас, коллеги!
Расскажу вам сегодня подробнее о своей дистанционной программе для детей среднего возраста (5-6 кл). Программа называется : «Людмила, Робинзон, Павлуня и решение их проблем». Программа построена на интеграции литературы и ТРИЗ. По ходу программы дети знакомятся с такими инструментами ТРИЗ, как ресурсы и системный оператор. (Вы уже тоже с ними познакомились - в первом приближении!.. См. выпуски 4 и 5). А также решают задачи героев литературных произведений. Помните задачу о защите и спасении Людмилы от Черномора? (Выпуск 4)
Программа, я думаю, будет интересна не только детям, но и учителям литературы, родителям. Рассчитана программа на 8 учебных часов. Вообще у меня задумана целая серия таких небольших программ по интеграции ТРИЗ с различными предметами школьного образования: литературой, историей, природоведением, географией, физикой, химией и т.д. В каждой программе будет даваться «кусочек» ТРИЗ (один из инструментов ТРИЗ) и задачи на применение данного инструмента.
Пока у меня нет сайта (Но - он делается!), обращайтесь по поводу приобретения программы на мой электронный адрес: matchem@mail.ru
Содержание программы
- Представление героев программы.
- Демонстрационная версия. Как Людмиле защититься от Черномора?
- Творческое мышление и ТРИЗ. Полилог Знатока, ТРИЗёра и Фантазёра.
- Знакомство с системным оператором. Задача «Как быть с репкой?»
- Находки и ошибки Васютки в борьбе за жизнь. Задача по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
- Поможем Робинзону! По книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
- Павлуня и его проблемы. По рассказу Белова В.И. «Скворцы»
- Удивительное рядом… По рассказу М. М. Пришвина. «Времена года»
- Проблемы на разных уровнях. По рассказу Замятина Е.И.«Огненное А»
- 10. Зачётная работа.
- 11. Пояснительная записка
- 12. Примерное тематическое планирование.
- 13. Содержание программы.
- 14. Список литературы.
- 15. Справочный материал – создание и развитие ТРИЗ
- 16. Справочный материал – Ресурсы
- 17. Справочный материал – Системный оператор.
- 18. Справочный материал – ИКР (идеальный конечный результат)
А вот как говорят о себе герои программы:
Мы, три друга: Знаток, ТРИЗёр и Фантазёр, приветствуем тебя, наш юный друг! Мы готовы вместе с тобой потренироваться в решении изобретательских задач и помочь литературным героям выйти из затруднительных ситуаций.
Я – Знаток! Я буду давать тебе разную информацию. Я много всего знаю, люблю работать с учебниками, словарями, научно-популярной литературой. ТРИЗёр говорит, что «Знания – это топливо для костра творчества!»
Я - Фантазёр, я люблю придумывать что-то фантастическое, волшебное! ТРИЗёр говорит, что это хорошо, потому что, придумав волшебство, можно потом придумать, как его осуществить.
А я – ТРИЗёр! С помощью ТРИЗ я могу изобретать, придумывать что-то новое, находить решения проблем, и тебя научу этому. Зажечь костёр творчества можно с помощью ТРИЗ! ТРИЗ – это Теория решения изобретательских задач.
Задание №1. Объясни, почему ТРИЗёр считает знания - «топливом для костра творчества»?
Вот так начинается моя программа. Если она вас заинтересовала – обращайтесь по адресу: matchem@mail.ru
В следующем выпуске:
- Противоречия. Как их выявлять и как их устранять (преодолевать, разрешать)?
До встречи!
Бояркина Валентина Ивановна