Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ
Выпуск 8
В выпуске:
- Противоречия. Как их выявлять и как их устранять ? (Продолжение. Начало в выпуске 7.)
Итак продолжим:
В ТРИЗ выведены специальные приёмы для устранения физических противоречий:
- разделение предъявляемых к системе требований в пространстве;
- разделение - во времени (это мы уже рассматривали по системному оператору. Мысленно переносимся из данного времени (осень) в будущее (зима) - можно оставить эту громадную репку в земле, только утеплить её. Получится готовое овощехранилище. )
- переход в надсистему
- переход в подсистему (эти переходы мы тоже использовали при решении по системному оператору. Использовали дерево, ветер, дом - из надсистемы, тело репки - подсистема.).
- переход к антисистеме. (это то же самое, что приём НАОБОРОТ)
- применение фазовых переходов (замораживание – оттаивание, испарение – конденсация) и явлений, связанных с этими переходами (??? По отношению к репке идеи нет. Хотя, может быть, попробовать новый рецепт приготовления еды из репки? Пусть она остаётся в земле, замерзает, а зимой вырубать из неё куски и готовить типа строганины? Можно строгать и добавлять соль и перец, как в Сибири едят рыбу или мясо. Можно строгать и добавлять варенье или мёд – получится похоже на гавайское мороженное.
- применение физико-химического перехода: возникновение – исчезновение вещества за счет разложения-соединения, ионизации-рекомбинации. (Возникновение-исчезновение вещества?... А что, если, не вытаскивая репку из земли, переработать её прямо на месте в какую-то полезную продукцию? Многим известен рецепт от кашля: в редьке делают углубление, закладывают туда мёд, и через несколько часов мёд как бы вытягивает сок из редьки, сок пьют, а в редьку ещё мёда добавляют. Редька постепенно сморщивается, становится меньше, ведь сок из неё уходит. Может и с репкой что-то подобное сделать? Сок с мёдом заготовить на зиму, а сморщенную уменьшенную репку уже и выдернуть будет легче, да и бросить уже не так жалко. Можно и ещё поискать способы переработки мякоти репки прямо на месте.)
Вы, наверное, уже обратили внимание, что разные инструменты ТРИЗ (выявление и применение ресурсов, системный оператор, приёмы разрешения технических и физических противоречий) в какой-то степени пересекаются и могут приводить как к одинаковым, так и к разным идеям. Главное, что эти приёмы РАБОТАЮТ! И в затруднительной ситуации, когда ничего дельного сразу в голову не приходит, вспомните об этих инструментах. Они вам помогут выйти из мысленного тупика!
Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр «Наоборот», «Цепочка», «Хорошо – плохо».
Игра «Наоборот»:
1 вариант. Найти антоним к предлагаемому слову, понятию, явлению. Например: большой – маленький, день – ночь, горячий – холодный. Таким образом, дети учатся понимать, что такое противоположности.
2 вариант. Найти, как этими противоположными свойствами, качествами может обладать один и тот же объект, (явление, процесс). Как один и тот же объект может быть и большим и маленьким? И горячим и холодным? Как это может быть одновременно - и день и ночь? Не сумерки (которые, по сути - ни день, ни ночь), а именно и день и ночь? На первый взгляд такого не может быть! ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ! Но мы-то с вами уже работали с системным оператором (СО)! И знаем, что любую систему можно рассматривать во времени (горизонталь СО) и в пространстве (вертикаль СО). Например: человек в детстве маленький, а взрослый – большой (разделение противоречивых свойств во времени). Ребёнок – маленький, а на ходулях или на плечах у папы – большой (приём объединения или переход в надсистему). Человек стоит – большой, присел на корточки – маленький, т.к. сложил свои подсистемы, т.е. ноги по другому, преобразовал их положение в пространстве.
А как же может быть одновременно и день и ночь? Да, в определённой местности такого не бывает (разве что - во время полного солнечного затмения?). Но если перейти к надсистеме, т.е. к земному шару в целом, то, как раз, только так и бывает! С одной стороны земного шара - день, с другой ночь. Видите, оказывается, никакого противоречия и нет! Всё ясно и логично, просто не каждый это сразу сообразит.
С помощью этой игры можно научиться не бояться противоречий, можно приобрести навык разрешения (устранения) противоречия. А когда вы познакомитесь со всеми приёмами устранения противоречий, вы будете щёлкать противоречия как орешки! (Т.е. разрешать, устранять их)
До следующей встречи, коллеги!
Бояркина Валентина Ивановна