Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ

 

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ.  Выпуск 5

 Системный оператор и проблема с РЕПКОЙ

Приветствую вас, коллеги!

В ТРИЗ есть инструмент - СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (СО), который помогает развитию системного мышления, помогает планомерно выявлять ресурсы для решения проблем на разных системных уровнях, в разные моменты времени.

Мир состоит из систем, и сам является системой. Под системой понимается совокупность элементов, объединённых для выполнения определённой функции. Системы можно расположить в определённой иерархии: система «дом» состоит из подсистем: крыша, стены, фундамент и т. д. В то же время система «дом» является частью надсистемы «улица», а надсистема «улица» – часть наднадсистемы «город», и т. д. Каждая система имеет своё прошлое и будущее. Каждая система имеет свои ресурсы. Ресурсы могут быть информационные, энергетические, ресурсы формы, вещества, пространства, времени, свойств и др. (Это вам уже знакомо!).

Одним из основных инструментов при решении изобретательской задачи является применение системного оператора (СО). В общем виде СО – это 9-ти экранная схема (3 на 3). Порядок работы с системным оператором:

 - Определяем систему, в которой возникла проблема (рисуем или пишем название системы на центральном экране).

 - Определяем подсистемы (рисуем или пишем на нижнем среднем экране – под экраном с системой)

- Определяем надсистему (обозначаем на верхнем среднем экране).

 - Выявляем возможное состояние системы, подсистем и надсистемы в прошлом и будущем (обозначаем на левых экранах - прошлое, на правых - будущее.

- Выявляем ресурсы каждого уровня иерархии систем, т. е. системного оператора.

- Генерируем идеи решения проблемы, рассматривая поочерёдно все элементы системного оператора (ресурсы каждого системного уровня и возможности прошлого и будущего систем).

Примеры на применение системного оператора будут часто встречаться в нашей рассылке. Это ещё один любимый мной инструмент! А пока один совсем детский пример: сказка про репку кончилась тем, что, подключив к работе всех обитателей дома, включая мышку, - репку всё-таки вытащили! А если бы и мышкиных сил не хватило? Поищем принципиально другие решения сбора такого необычного урожая. Составляем системный оператор 

      Прошлое                              Настоящее                             Будущее

 Надсистема: то же, но весной  Надсистема: дом, дерево, земля, воздух  Надсистема: то же. но всё под снегом - зима
 Росток репки  Система: репка  Кусочки репки на тарелке
 Части ростка  Подсистемы: тело репки, корень, дистья.  Компост?

Итак, проблема с системой «репка».

 Рассмотрим ресурсы надсистемы с целью найти с их помощью решение задачи.

«Земля» – подкопать землю вокруг репки, легче будет тащить.

 «Дерево» - наклонить дерево и привязать к репке, оно будет стараться выпрямиться и потащит репку вверх.

«Воздух» – движущийся воздух, ветер. Если дерево, привязанное к репке, будет ветер раскачивать, оно ещё сильнее будет репку дергать.

«Дом» – перекинуть через дом верёвку, один конец к репке привязать, к другому груз подвесить, например, корзину. Нагружая корзину камнями, потянем репку вверх. Дед ещё и сам может сверху на корзину сесть!

Рассмотрим теперь возможности будущего системы и надсистемы. «Кусочки репки» - репку-то можно сразу на месте разрезать на несколько частей, всё равно её такую большую сразу не съесть.

«Всё под снегом». Допустим, так и не сумели её вытащить. Так может и не надо тащить? Ведь это уже готовое овощехранилище, надо только его утеплить со всех сторон и сделать люк. Утеплить местными ресурсами – сухой ботвой, листвой, соломой. А зимой отрезать по куску репки и готовить!

 А какая идея придёт из прошлого? Подумайте, что мог дед сделать заранее, если бы знал, что «репка вырастет большая-пребольшая»? А как подсистемы репки (корень, само тело репки) могут способствовать решению проблемы?

Таким образом, для решения КАЖДОЙ задачи очень важно выявить ресурсы ближайшей надсистемы и подсистем, возможности прошлого и будущего. Сразу обо всём человек не может думать, но, когда все возможности, все ресурсы выписаны, и начинаешь думать, искать решение проблемы в каждом направлении по отдельности, тут и приходят варианты решения задачи. Это ведь опять похоже на бином фантазии (объединяем проблему и ресурс с целью найти решение), но направление мысли даётся не совсем произвольное, мы направляем своё внимание на ближайшие ресурсы, на то, что УЖЕ ЕСТЬ в данной ситуации. Такое решение обычно легко выполнить !

Попробуйте найти проблему в любой сказке или из реальной жизни. Составьте для неё системный оператор и поиграйте с Вашим ребёнком в РЕШАТЕЛЕЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ! Интересно, сколько идей вы "соберёте" с каждого экрана?

До следующей встречи!

Бояркина Валентина Ивановна

 

Бояркина Валентина Ивановна

Преподаватель ТРИЗ

Адрес: 666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. а.я. 2029


Телефон: 8-950-109-53-14

E-mail: matchem@mail.ru

© valentina-bojarkina

Бесплатный хостинг uCoz