Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ
Выпуск 10
В выпуске:
Оператор РВС (Продолжение)
Ещё раз приветствую вас, уважаемые коллеги!
Не поместился весь материал в прошлый выпуск, поэтому встречаемся сегодня ещё раз!
Теперь рассмотрите пример из предметной области «Технология», в которой часто применяется метод проектов.
Технология
Разработка творческой части проекта.
Если при разработке проекта ставить целью не только усвоение знаний, но и творческое развитие учащихся, то на этапе выбора темы и разработки основной идеи проекта целесообразно применять инструменты ТРИЗ. Это позволит не только разнообразить выбор тем проектов, но и получить элемент новизны и оригинальности в основной идее проекта.
Пример: подставка для ёлки.
Определяем главную функцию: обеспечить устойчивость ёлки.
Вспомогательные функции (т. е., что хотелось бы ещё…): подставка должна быть красивой, лёгкой, занимать мало места (её ведь целый год надо где-то хранить…), иметь ёмкость для воды, чтоб ёлка подольше простояла и т. д.
Стоп, уже на этом этапе могут возникнуть идеи. Почему, собственно, подставка должна бесполезно лежать целый год? Можно сделать её универсальной и она будет служить подставкой не только для ёлки, но и для кашпо с цветами (на время ёлки его можно повесить на стену), на этой же подставке можно укрепить светильник, получится торшер и т. д.).
Следующий этап – подбор материала, конструирование, разработка технологии изготовления и вариантов отделки. На этом этапе можно поработать с оператором РВС (размеры, время, стоимость).
Размеры подставки в плане интуитивно чувствуем должны быть 40-50 см для ёлки высотой 2-2,5м. А для хранения размеры её должны стремиться к нулю. Да, есть такие подставки, у которых ножки складываются, как зонтик. Теперь мысленно увеличиваем размер подставки. Увеличиваем, увеличиваем… до размера всего пола комнаты. Так, подставка уже не нужна, надо просто в полу - там, где всегда ставим ёлку, сделать дырку и в течение года закрывать её аккуратной пробочкой! (шутка!)
Время изготовления подставки варьируем - от нуля до бесконечности.
- ноль минут. Подставка в виде 3-х литровой банки с водой. Ёлка расклинивается в ней тем, что под руку попадёт.
- 1 час. За это время можно сделать что-то вроде усечённой пирамиды из реек, или простенькую сварную конструкцию. Внутри нижняя часть пластиковой бутылки с водой.
- 50 - 100 часов. За это время можно сделать уже что-то художественное с приличной отделкой. Например, деревянную подставку можно украсить резьбой, покрыть лаком.
Можно рассмотреть технологию изготовления в зависимости от того, сколько изделий будем делать. Если один экземпляр – это одна технология (нет смысла делать какие-то приспособления для выполнения отдельных операций). Если мелкосерийное производство –100 штук, например, то уже надо подумать, как сделать быстрее, проще, с меньшим расходом материалов. Если надо сделать 1000 штук, тем более захочется сделать какие-то шаблоны, приспособления, объединить какие-то операции и т. д. Важность технологии возрастает с ростом объёма производства.
Стоимость тоже варьируем от нуля до бесконечности.
- ноль рублей. Получается, что подставки нет, значит, какой-то домашний предмет выполняет её функцию по совместительству. Может, какая-то детская скамеечка, перевёрнутая вверх ногами? Пригрузить её чем-нибудь, а ёлку к ножке привязать?
- 100 рублей. Это что-то довольно скромное, простое, но добротно выполняющее основную функцию.
- 1000 рублей. Ну тут уже можно позволить излишества: встроенную музыку, устройство для вращения ёлки. А может для её приплясывания в такт музыке? Вот дети повеселились бы!
(Фрагмент статьи Бояркиной В.И. «Выбор тематики и основной идеи проектов по образовательной области «Технология» с помощью инструментов ТРИЗ»)
До следующей встречи!
Бояркина Валентина Ивановна