Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ
Выпуск 7
В выпуске:
- Противоречия. Как их выявлять и как их устранять (преодолевать, разрешать)?
Противоречие – одно из основных понятий в ТРИЗ. Решить изобретательскую задачу - это значит устранить противоречие, возникшее в системе. В ТРИЗ противоречие понимается как предъявление системе противоположных требований (Надо одно, а получается совсем другое. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - это пример не разрешённого, не устранённого противоречия)
Автор ТРИЗ Альтшуллер Г.С. сформулировал три вида противоречия:
Административное противоречие: надо что-то улучшить, но неизвестно, как это сделать. («Начал дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может.» Что делать? Административное противоречие! ) Приёмов разрешения (устранения) административного противоречия в ТРИЗ нет. Разве что социальные связи использовать? Попросить кого-нибудь, приказать, что, в общем-то, дед и сделал. (Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, Жучку и т.д.)
Техническое противоречие: попытались улучшить один параметр, но сразу ухудшился другой. (Все семьёй репку вытащили, но зато дед всех от дел оторвал, а у бабки в это время может каша подгорела… )
Из анализа тысяч изобретений автором ТРИЗ Г.С.Альтшуллером было выявлено 40 приёмов разрешения технических противоречий.
(Можно сказать, что дед использовал один из этих приёмов - «Объединение». Он объединил силы всех обитателей дома. А ведь можно было и с другими ресурсами «объединиться» - с лопатой, с деревом и т.д. Помните, эту же задачу решали по системному оператору и использовали ресурсы с разных экранчиков? А можно было использовать приём «Дробление» и прийти к идее разрезать репку на месте на несколько кусков. Приём «Наоборот» может дать идею не вытаскивать репку, а наоборот - засыпать её утеплителем и сохранить до весны. Приём «Использование механических колебаний» подскажет, что можно попробовать репку не тянуть, а сначала раскачать. Приём «Проскок» намекнёт, что если не получается тянуть репку, может поискать другой - мгновенный - процесс извлечения репки из земли? Взрыв?!
Не каждый из 40 приёмов подскажет решение конкретной задачи, но 2-3 варианта решения обязательно возникнут.)
Физическое противоречие: к системе или её части предъявляются противоположные, несовместимые требования. (Репка должна легко отделиться от земли – так деду хочется, но она не может отделиться, т.к.
- во-первых, у большой репки – большой, длинный корень, который держится за землю своими разветвлениями
- во-вторых, поверхность репки крепко присохла к земле,
- в-третьих, репка очень тяжёлая.)
- в-четвёртых, вспомните иллюстрацию к сказке: репка настолько большая, что тянуть её вверх невозможно (т.к. близко к центру не подойдёшь), поэтому вся вереница домочадцев тянут её вбок. Если вы ещё помните маленько из физики правила сложения и разложения сил, то поймёте, что собственно на вытаскивание репки при такой схеме приложения силы расходуется только маленькая часть прилагаемых усилий.
Формулировка физического противоречия уже значительно приближает нас к решению:
- раз корень мешает, надо подкопать репку с одной стороны и обрубить корень
- если репка присохла к земле, можно пролить водой землю вокруг репки
- разрезать репку на части прямо в земле, каждую часть легче вытащить
В ТРИЗ выведены специальные приёмы для устранения физических противоречий:
- Разделение предъявляемых к системе требований в пространстве (тянуть репку надо вверх, а стоя рядом с такой большой репкой можно тянуть только вбок – это очередное противоречие. Что же тут можно разделить (изменить) в пространстве? Дед должен не РЯДОМ с репкой стоять, а оказаться НАД ней, тогда он сможет тянуть её вверх.. Идея – надо сделать над репкой что-то типа лесов. Стоя на лесах, дед потянет репку строго вверх!).
Продолжение в следующем выпуске.
До встречи!
Бояркина Валентина Ивановна