Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ
Выпуск 4
В выпуске:
- Что такое ТРИЗ?
- Выявление и применение ресурсов.
Приветствую вас, коллеги!
Все годы работы в школе основным направлением деятельности для себя и коллег считала решение следующей проблемы: традиционная система образования, занимающаяся простой передачей и усвоением знаний, слабо развивает творческие способности детей, не дает опыта применения получаемых в школе знаний в нестандартных ситуациях для решения реальных жизненных проблем (производственных, социальных, психологических и т. д.)
Проблемные (изобретательские, исследовательские) задания не отменяют и не заменяют специфических вопросов и заданий по предмету, а дополняют курс материалом, который, я думаю, будет интересен и полезен не только детям с ярко выраженными изобретательскими способностями, но и левополушарным детям, которые хорошо учатся в репродуктивном стиле, но пасуют перед творческими заданиями. Для «левополушарных» детей (и «левополушарных» взрослых!) ТРИЗ как наука особенно нужна! Она помогает «левополушарными» средствами (приемы, законы, алгоритмы, правила и т. д.) раскачать, растолкать правое полушарие и выдать «правополушарную» продукцию – идею, образ, творческую мысль!
В прошлых выпусках вы познакомились с двумя инструментами для активизации творческого мышления: Бином фантазии и Метод гирлянд ассоциаций (МГА). Попробовали применить? Получаются идеи? Это собственно не ТРИЗовские методы, но они уже давно входят в любой ознакомительный курс ТРИЗ, особенно для детей.
А сегодня я дам краткий обзор всего содержания ТРИЗ. Напоминаю: ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.
Автор и основной разработчик ТРИЗ - советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). В ТРИЗ наиболее разработаны следующие блоки:
1. курс РТВ (развитие творческого воображения) - набор приемов и методов для генерирования фантастических, сказочных идей;
2. «железная» ТРИЗ - набор законов, правил, приемов для решения научно-технических изобретательских задач;
3. ТРТЛ - теория развития творческой личности - набор «подсказок» для «конструирования» творческой жизни от детства до старости.
ТРИЗ создавалась как набор инструментов мышления для изобретателей, для взрослых людей, решающих проблемы в области развития техники. Но потом оказалось, что основы ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления в ЛЮБОЙ области доступны и людям других профессий, и школьникам и даже дошкольникам (соответственно адаптированные)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждом выпуске рассылки я буду знакомить вас с одним из инструментов ТРИЗ (или с новым вариантом применения уже известных вам инструментов). Итак, сегодня это - выявление и применение ресурсов.
Для знакомства с этим инструментом привожу часть моей дистанционной программы для детей среднего возраста «Людмила, Робинзон, Павлуня и решение их проблем». Герои программы Знаток, ТРИЗёр и Фантазёр.
Задача «Как Людмиле защититься от Черномора?»
Знаток: Я недавно читал Пушкина - «Руслан и Людмила». Там такие серьёзные проблемы перед героями были: у Руслана украли невесту, да ещё каким-то волшебным образом и непонятно – кто? Это уже потом выясняется, что злой волшебник Черномор перенес Людмилу в свой замок. И ей надо было совершенно одной и безоружной защищаться от Черномора! Смотрите, как у неё это в начале получилось:
«Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила».
Фантазёр: Вот молодец, какое неожиданное решение!
ТРИЗёр: Да, интуиция ей подсказала – использовать свои ресурсы. Вот она и завизжала! А вообще-то, представьте, Черномор нёс Людмилу по воздуху в свою северную заснеженную страну, Людмила была практически раздета, немудрено было и простыть и охрипнуть, визжать она тогда не смогла бы… Как тогда она могла бы защититься? (комментарий Бояркиной В.И. для коллег-литераторов: в литературе описывается множество проблемных ситуаций. Обратите внимание, как получена задача? Рассмотрена проблемная ситуация, выявлен способ решения, определены условия, при которых это решение невозможно выполнить. Значит, надо искать другое решение!.. Вот и получилась изобретательская задача для детей на уроке литературы!)
Знаток: Пушкин описал, что увидела Людмила, когда очнулась в замке колдуна
«Лежит несчастная девица
Среди подушек пуховых,
Завесы, пышная перина
В кистях, в узорах дорогих.
Повсюду ткани парчевые,
Играют яхонты, как жар
Кругом курильницы златые
Подъемлют ароматный пар.»
И далее: три девы, которые ей прислуживали, сарафан ей принесли, жемчужный пояс, зеркало, розы в саду были (с шипами, наверное), высокий мостик над потоком и т. д.
ТРИЗёр: уже можно дать детям от нас первое задание: найти в этом выделенном тексте ресурсы, которые могла бы использовать Людмила для защиты от Черномора.
Фантазёр: А что ты понимаешь под словом «ресурсы»?
ТРИЗёр: В ТРИЗ это очень широкое понятие. Это всё, что есть в предмете, веществе, явлении, в условиях изобретательской задачи, в условиях, в которых возникла проблема. Ресурсы могут быть информационные, энергетические, ресурсы формы, вещества, пространства, времени, свойств и др. (выделен даже ресурс различия!). Ресурсы могут быть явные и скрытые, например:
- явные ресурсы карандаша – можно писать, рисовать, деревянный корпус, в середине графитовый стержень.
- скрытые ресурсы:
– острый (можно использовать для протыкания дырок и даже для самообороны),
- может гореть,
- середина электропроводна,
- деревянный корпус – изолятор,
- легко режется,
- шестигранный,
- золочёная надпись и т. д.
Ресурсы называют скрытыми не потому, что они спрятаны, а потому, что человек их не сразу вспоминает, обнаруживает, выявляет.
(Возможные ответы для задачи «Как Людмиле защититься от Черномора?»
- курильницы под нос Черномору сунуть, чтоб зачихал от дыма;
-зеркало разбить, осколки - это уже настоящее холодное оружие.)
Попробуйте найти ещё 2-3 варианта защиты Людмилы от Черномора и его арапов.
До следующей встречи!
Бояркина Валентина Ивановна